История

Главная / История

История становления государственного производственно-торгового объединения «Белхудожпромыслы» неразрывно связана с историей развития декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов Беларуси в XX веке в целом, когда в этой сфере усилилось мощное взаимодействие двух направлений — промышленного и народного, что существенно изменило условия и возможности работы народных мастеров.

Определяющими в этом процессе стали следующие вехи.

В 1919-1921 гг. был принят ряд государственных постановлений о мерах содействия кустарной промышленности, стимулировавших объединение мастеров в артели, в которых по существу и начался процесс возрождения народных художественных промыслов в новых экономических условиях послереволюционной Беларуси. Началась популяризация продукции артелей в печати, на выставках и ярмарках, в т. ч. и в Москве, организовывались специальные мастерские и школы для изучения и поддержания традиций.

Следующими значимыми шагами в развитии народных промыслов было создание в 1925 г. Белорусского Союза кустарно-промысловой кооперации (Белкустпромсоюз), в 1929 г. – организация при нем специального отдела по развитию народных художественных промыслов. В 1936 г. образовался Белорусский Совет промысловой кооперации (Белпромсовет), в системе которого в 1938 г. создали Белорусский художественно-промысловый союз (Белхудпромсоюз), объединивший в единую систему все основные народные художественные промыслы республики – первый организационный прообраз сегодняшнего объединения «Белхудожпромыслы». Все эти меры подняли значимость деятельности крупных художественно-промысловых артелей, количество которых в 1940 г. составляло два десятка, помогли повысить качество их продукции, которая с успехом демонстрировалась на республиканских, союзных и международных выставках.

В послевоенные годы Белхудожпромсоюз с новой силой приступил к решению художественных и практических задач в сфере народных художественных промыслов. Для художественного руководства работой артелей в 1946 г. в Минске при Управлении промысловой кооперации СНК БССР была организована экспериментальная лаборатория художественных промыслов с отделами инкрустации по дереву, строчевышивальным и ковроткацким. Разрабатывавшиеся в лаборатории эскизы изделий рассылались в артели для массового производства.

В выставке художественных изделий промысловой кооперации в Минске в 1947 г. участвовали 25 артелей, которые представили лучшие работы 200 мастеров вышивки, ткачества, керамики, художественной обработки дерева.

Лаборатория художественных промыслов проводила большую работу по изучению белорусского народного искусства. Собранные материалы – зарисовки орнаментов народной вышивки и ткачества, разработки художников лаборатории – составили иллюстрированный альбом «Белорусский народный орнамент», который был издан в 1953 г. и стал ценным пособием в творческой практике художников и мастеров художественных промыслов республики. В 1951 г. в целях расширения экспериментальных работ и освоения новых образцов изделий, улучшения качества выпускаемой продукции создана Центральная экспериментальная лаборатория Белпромсовета, куда вошел и творческий коллектив лаборатории художественных промыслов.

Для решения кадровой проблемы в 1957 г. в Минском художественном училище организовали подготовку художников декоративно-прикладного искусства. В Витебском техническом училище было открыто отделение по подготовке мастеров художественной вышивки. Особое внимание стало уделяться и развитию художественной инкрустации по дереву, изготовлению сувениров и игрушек, резьбе и выжиганию по дереву, гончарству, плетению, росписи.

В 1960-е гг. артели системы Белхудожпромсоюза реорганизованы в фабрики художественных изделий, и промыслы перешли в структуру государственных предприятий в отраслях художественной промышленности. Многие центры традиционных народных художественных промыслов послужили основой для создания новых цехов и фабрик художественных изделий. В 1965 г. образовано Управление художественной промышленности Министерства местной промышленности, на которое было возложено руководство производственно-экономической и художественно-творческой деятельностью предприятий промыслов.
В 1970-е гг. на фабрики художественных изделий с новыми знаниями и творческим потенциалом пришли выпускники Белорусского театрально-художественного института и Минского художественного училища. Со свежими силами продолжился поиск новых путей воплощения гармоничного единства художественной и утилитарной функций изделий промыслов на основе использования традиций белорусского народного искусства с учетом особенностей современной материальной культуры, технических достижений и эстетических потребностей людей. Этому способствовало вышедшее в 1974 г. Постановление правительства «О народных художественных промыслах». Кроме серийных изделий, разрабатывавшихся на основе индивидуальных творческих решений художников, активно развивалось производство уникальных выставочных и подарочных образцов традиционных белорусских промыслов — художественного плетения, резьбы, росписи, инкрустации. В них неповторимо обыгрывались натуральная красота и декоративные возможности материалов с ярким национальным характером — льна, соломки, лозы и т.д.

В 1976 г. при Управлении художественной промышленности была создана художественно-экспериментальная лаборатория, переименованная в 1977 г. в Научно-исследовательскую художественно-экспериментальную лабораторию (НИХЭЛ). На НИХЭЛ были возложены задачи разработки высокохудожественных образцов новых изделий, оказания предприятиям научно-методической помощи, повышения квалификации творческого состава промыслов, изучения и внедрения передовых приемов и методов работы художников и народных мастеров. Сейчас эту работу продолжает Республиканское унитарное научно-производственное предприятие белорусских народных ремесел «Скарбница» в составе концерна «Белхудожпромыслы».

Таким образом, к концу 70-х гг. XX века в основном сложилась современная отраслевая структура белорусских народных художественных промыслов.

В последующее десятилетие развитие технологий художественной промышленности, появление новых авторских направлений, художественно-эстетических школ, продолжающих народные традиции, изменение экономических условий поставили перед отраслью задачи нового уровня. Для их решения в 1988 г. в республике было создано Белорусское производственно-торговое объединение народных художественных промыслов, реорганизованное в 1991 г. в Ассоциацию «Белорусские народные художественные промыслы», выступившую в дальнейшем инициатором создания концерна народных художественных промыслов.

С целью возрождения утраченных сохранения и дальнейшего развития существовавших народных художественных промыслов в республике, обеспечения потребностей населения в изделиях традиционных промыслов и ремесел, создания условий социально-экономического развития предприятий и обеспечения их сырьем, материалами, оборудованием и т.д., оказания им методологической помощи по вопросам разработки прогнозных показателей развития, ценообразования, а также для организации оптовой и розничной торговли изделиями народных художественных промыслов, освоения новых рынков сбыта и создания сети фирменных магазинов и т.д. в 1993 г. и был образован Государственный концерн «Белхудожпромыслы». В 1994 г. концерн передан в подчинение Управлению делами Президента Республики Беларусь.

На основании Указа Президента от 5 мая 2006 года № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» Государственный концерн «Белхудожпромыслы» преобразован с 1 января 2007 года в государственное производственно-торговое объединение «Белхудожпромыслы».

Для интенсификации процессов в области декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов Беларуси, для гармоничного сочетания лучших исторически сложившихся традиций местного народного искусства с современными эстетическими требованиями, повышения качества и расширения ассортимента художественных изделий и товаров народного потребления, а также для стимулирования творческого развития мастеров и художников и повышения их профессионального мастерства, в концерне действует Художественный совет. Он рассматривает вопросы художественно-стилевой направленности развития декоративно-прикладного искусства, осуществляет экспертную оценку изделий художественных промыслов, сувениров и товаров народного потребления, дает рекомендации по повышению качества и совершенствованию ассортимента изделий.

«Белхудожпромыслы» сегодня – это многопрофильное объединение республиканских унитарных предприятий белорусских народных художественных промыслов с мощным творческим потенциалом, современной производственно-технологической базой, гибко реагирующее на потребности рынка и создающее художественную продукцию, в которой ярко проявляются достижения народного, самодеятельного и профессионального декоративно-прикладного искусства Беларуси.

Объединение «Белхудожпромыслы» является желанным экспонентом на международных выставках и ярмарках, в т.ч. в России, Латвии, Германии и других странах. Организуя выставочные экспозиции, объединение выступает визитной карточкой Республики Беларусь, представляя культуру и традиции нашей страны. На XI Федеральной оптовой ярмарке товаров легкой и текстильной промышленности «Осень-98» (г. Москва, 29 сентября – 2 октября 1998 г.) экспозиция концерна имела большой успех не только благодаря высокохудожественной качественной продукции, но и самобытности эстетического оформления стенда. На 1-й Национальной выставке-ярмарке товаров народного потребления «Республика Беларусь – ваш партнер» (г. Смоленск, 2-4 ноября 1998 г.) «Белхудожпромыслы» награждены администрацией Смоленской области и Смоленской торгово-промышленной палатой специальным Дипломом. На XVIII Московской международной универсальной ярмарке «Интеропторг»-98» (г. Москва, 18-22 ноября 1998 г.) особый интерес у посетителей вызвали текстильные изделия и спецодежда, производимые объединением. Ежегодно с 1999 г. «Белхудожпромыслы» успешно участвуют в Международной выставке-ярмарке «Grunewoche» (г. Берлин), укрепляя имеющиеся связи и налаживая новые контакты с представителями международных деловых кругов. Немецкая сторона всегда рада приветствовать представителей концерна на крупнейшей в Германии ярмарке и всякий раз с восторгом знакомится с новыми изделиями белорусских народных промыслов. Участие в данной выставке носит не только представительский характер, но и расширяет сферу деятельности объединения «Белхудожпромыслы» на международном рынке.

Трудно переоценить творческие и производственные достижения и социально-культурную роль объединения в сохранении, развитии и популяризации народного искусства Беларуси. Планы объединения «Белхудожпромыслы» и в дальнейшем направлены на создание красоты и воспитание чувства прекрасного.