Об уникальных изделиях из бересты рассказали в Государственном подарочном фонде
Панно и картины, женские аксессуары, всевозможная домашняя утварь: туесы, тарелки, стаканы, кубки, фруктовницы, солонки и так далее, и так далее. Сегодня мастера, работающие с берестой, создают произведения в исконно белорусских техниках резьбы, росписи, тиснения, плетения. Трудятся они и как индивидуальные ремесленники, и в коллективах фабрик, но и в первом, и во втором случае результатом их усилий становится продукция премиум-класса, которую большими партиями закупают флагманы белорусской промышленности, организации и учреждения различных профилей, туристы.
Заглянув в галереи Государственного подарочного фонда, мы и представить не могли, что белорусское народное творчество, зародившееся когда-то в формах примитивных, но крайне необходимых предметов быта, превратилось в высокое искусство, произведения которого пополняют коллекции коносьеров.”Хитом продаж у нас являются панно на бересте. Создают их всего пять мастеров, каждого из которых отличает техника. Вместе с тем мы благодарны мастерам, что они нас слышат и слушают и готовы выполнять заказы, отринув принцип “что вижу, то пою”, поскольку мы работаем непосредственно с клиентами и знаем, что они хотят видеть на бересте, – посвящает в тонкости маркетинговых ходов заместитель директора Государственного подарочного фонда Ольга Деренчук. – Как правило, востребованы изображения белорусской природы и архитектуры, картины с национальными символами страны – зубром, аистом, васильками. Но есть и необычные заказы – как с позиции сюжета, так и формата. Не так давно мы продали работу размером 60х80 см, а это не холст, прошу заметить. Для МАЗа мы рисовали МАЗ. Машина на бересте получилась как “живая” – благодаря тому, что художник воспользовался особенностями бересты и наросты “холста” вписал в сюжет картины. Именно такие изюминки делают роспись на бересте неповторимым искусством”.
С создателем этого произведения мы пообщались с глазу на глаз. Ремесленник Эмма Плотникова удивляет разносторонностью. Росписью по бересте художник занимается не один десяток лет, но вместе с любимыми у туристов архитектурными достопримечательностями и пейзажами родной Беларуси, животными рисует – вот, пожалуйста – машины, каждую деталь изображая в поразительном сходстве с реальным механизмом. Подобная точность требует глубокого изучения предмета, но, как признается мастер, это не самая сложная часть работы. Гораздо больших усилий требует заготовка бересты, ее обработка и грунтовка. Тем более что заготавливать бересту с живого дерева можно только весной, когда сойдет сок. В остальные поры года мастера довольствуются спилом.
“Я видела, как заготавливают бересту в Томске. Там, в Сибири, выделка бересты поставлена на поток, это целый промысел. Чего там только из нее не делают, причем в больших масштабах и огромных объемах. Но там и березы совсем другие, не такие, как у нас, – более чистые, с меньшим количеством темных пятен. Наше же достояние – мастера, работающие в уникальных техниках. Мы готовы делиться своими профессиональными секретами с молодежью, чтобы народное творчество белорусов не ушло вслед за нами, а продолжалось много и много лет. Но, признаюсь, молодые творцы у нас больше любят креативить и к истокам возвращаются не очень охотно”, – делится ремесленник Эмма Плотникова.
А сохранить очень важно, особенно теперь, когда отдельные виды техник уже уходят в небытие. Например, инкрустация соломкой. Мастеров, владеющих ею, остались единицы, но и они по состоянию здоровья уже не могут творить в прежних объемах. Ремесленник Олег Шамро один из немногих (не только в Беларуси, но и в России), кто работает в технике прорезной бересты. Признанные умельцы нашей восточной соседки отметили его индивидуальный почерк. А ведь, по рассказам мастера, он самоучка, приобщившийся к народному творчеству на спор.
“Секретов мастерства у меня нет никаких. Я открыто рассказываю, что и как создаю. Написал несколько пособий, опубликовал книгу. Буду только рад, если мое дело продолжат”, – признается народный мастер Олег Шамро.
Опыт художника Николая Алейникова, которого не стало не так давно, с технической точки зрения перенять сложнее. Он писал маслом на бересте, и выбор сюжета ему подсказывал холст с неровным ландшафтом. Где были естественные берестяные наросты, там появлялись морские волны или лесные заросли. Двух одинаковых картин, пусть даже их сюжеты едва ли не идентичны, получиться не могло. Поддержать народных мастеров государство старается всеми силами, обеспечивая заказами на долгий период. Замдиректора Государственного подарочного фонда Ольга Деренчук замечает, что, хотя произведения народного творчества белорусов и не товар первой необходимости, в перспективе, может быть, даже более нужный. Ведь продвижение берестяных изделий – один из гарантов сохранения народных ремесел, а значит, нашей культуры.
Источник: БЕЛТА